Профессиональный журнал
Статьи Андронова Марина

Читать психоаналитически

Двенадцать лет назад, в конце 2010 года, я работала доцентом в РГПУ им. Герцена. Как-то раз приятным осенним утром ко мне пришел мой студент и попросил научить его и его коллег психологическому консультированию. Тот факт, что я никогда в жизни не занималась этим, нисколько его не смутил. Так началась моя активная супервизионная практика.

Спустя примерно два года меня неожиданно посетила мысль: люди испытывают трудности в работе, потому что не слышат, что говорит пациент. Они пытаются уловить смысл сказанного, но этот смысл анализанту уже известен, и ничего нового в работе не получается. Фрейд же учит нас, что слушать надо не смысл, а слова и связи между ними, логику. Каждый рассказ анализанта, каждая встреча с ним - это неразгаданный ребус, который требует прочтения.

...Один пациент всегда говорил «или» и никогда не говорил «и». Он чувствовал себя бесконечно фрустрированным постоянной необходимостью выбирать между вариантами, ни один и которых его не устраивал.

...Другой пациент говорил на весёлом подростковом сленге и работал серьёзным дядей в костюме. Всю свою жизнь он страдал оттого, что говорит гораздо хуже, чем говорил его костюм.

...Третий называл себя «совокупностью личностных черт» и не понимал, почему чувствует себя мёртвым.

Мы говорящие субъекты и живём в языке. Аналитик - это тот, кто может услышать говоримое и прочитать написанное. Для терапевтического эффекта в разговоре способность слышать критически важна. Аналитик, который смогу уловить идею Фрейда, может помочь коллеге услышать что-то новое в речи его анализанта, научить другого слушать и читать психоаналитически. Для этого мы и работаем.