Профессиональный журнал

Образование Фрейда и наше собственное

15 января в 16.00 (МСК) - Очная и онлайн лекция Бельчиковой Анны

На момент изобретения психоаналитического метода Фреду было 44 года. До этого времени он получил серьезное медицинское образование и имел многолетнюю клиническую практику. Семь лет учился в Венском университете под влиянием идей «школы Гельмгольца» и дарвинизма, получив степень доктора медицины, около пяти лет работал в Институте физиологии Брюкке и его лаборатории в должности стипендиата- исследователя, три года проработал в Венской городской больнице в разных отделениях, став приват-доцентом по невропатологии. Он провел и описал несколько серьезных неврологических исследований, работал в Институте детских болезней, написал большой труд об афазиях - проявив научный интерес к клинической психопатологии.

В ходе исследований ввел такие понятия как «агнозия» и «ДЦП», и, изучая детский паралич авторитетом в этой области неврологии. Примечательно, что этими исследованиями он занимался уже после стажировки у Шарко в Париже. Несколько лет Фрейд изучал гипноз у двух конкурирующих французских школ - Нанси и Сальпетриер. Все это время Фрейд писал научные публикации, переводил книги и статьи, выступал на научных заседаниях, читал лекции, ездил по Европе, поддерживая профессиональные контакты.

Фрейд был окружен врачами, имеющими высокий профессиональный статус в своей среде, они оказывали влияние на его клиническое мышление, при этом он умел сохранить верность своим идеям, строгость мысли и характер чуткого исследователя, критически относящегося у самому себе.

Его врачебная практика совпала с эпохой изучения «нервных больных». В эту категорию попадали самые разнообразные пациенты и дифференциальная диагностика только начинала отделять органические патологии нервной системы от психических недугов. До работы «Толкование сновидений» 1900 года - Фрейд написал большое количество работ о неврозах, он начинал создавать свою систему психопатологий и конструировать модель функционирования психики. Если мы внимательно будем следить за его мыслью - то обнаружим и влияние научно-культурных веяний времени, и ряд преемственностей из образования Фрейда, и то, что сформировало его характер ученого. Но так же мы обнаружим те места, где Фрейд осуществлял поворот дискурса. И важно то, что сопутствовал этому повороту новый понятийный аппарат, будущий словарь психоанализа.

Мы подойдем к моменту, в котором зарождалась нозология Фрейда, окруженная физиологической школой, психиатрическим и неврологическим дискурсом, сексологией и педиатрией, гипнозом и клинической этиологией истерии.

Зарегистрироваться на лекцию

Бельчикова Анна Промо